Методика «5 почему», как найти первопричину проблемы

Я расскажу вам о том, как эффективно решать задачи, и как найти первопричину с помощью техники «5 почему?». Каждый день мы сталкиваемся с разного рода задачами, иногда они приходят к нам от других людей, иногда мы «ставим» себе задачи сами. Вне зависимости от источника задачи, зачастую её формулировка не отражает сути, а описывает лишь последний этап хода мыслей человека поставившего задачу. Большинство людей, получив задачу начинают сразу её выполнять, максимум после пары вопросов по реализации исходя из постановки. При этом почти никто не начинает думать шире и стараться понять, а почему задача звучит именно так? Какую корневую проблему решает данная задача, точно ли предлагаемое решение поможет с первопричиной? Во многом именно из-за этого мы в итоге недовольны результатом, поскольку поставленная задача конечно решена, однако проблема осталась, ведь её никто не решал, решались последствия, либо псевдопричина, воспринимавшаяся как корневая.

Можно искать виноватых и найти их, в зависимости от настроения и подкованности в спорах, либо в постановщике задачи, либо в исполнителе. Однако поиск виноватого это не решение проблемы, а идеальных ситуаций практически не существует, это необходимо просто принять и использовать одну из проактивных техник поиска первопричины, например «5 почему».

5 почему — это итеративная вопросительная техника, используемая для поиска первопричины.

Суть техники «5 почему?».

На самом деле техника довольно проста, нужно последовательно задавать 1 и тот же вопрос «Почему?». Эмпирическим путем было выбрано количество итераций равное 5. Это не значит что и вам понадобится именно 5 раз задавать этот вопрос, чтобы докопаться до сути. Возможно это удастся сделать за 3 вопроса, а возможно и за 7. Данная техника применяется в классическом примере для выявление первопричины проблемы с двигателем:

  • Двигатель не заводится. (проблема)
  1. Почему? — Сел аккумулятор (первый вопрос)
  2. Почему? — Не работает генератор (второй вопрос)
  3. Почему? — Проблемы с ремнем генератора (третий вопрос)
  4. Почему? — Ремень был в порядке до этого момента, но ни разу не менялся (четвертый вопрос)
  5. Почему? — Автомобиль не проходил должного технического осмотра по рекомендуемому графику (пятый вопрос, первопричина)

Можно было бы не задавать вопросов, просто зарядить аккумулятор и продолжить пользоваться машиной, после чего встать с разряженным аккумулятором где-нибудь посреди трассы. Однако я думаю, что это вряд ли бы вас устроило, если бы посреди трассы с разряженным аккумулятором встали именно вы.

Выявление же первопричины позволило не только заменить ремень и застраховать себя от севшего на пол пути аккумулятора, но и выявить главную проблему, отсутствие своевременного ТО, а теперь представим что данная ситуация произошла в компании с крупным таксопарком, ценность нахождения первопричины сразу возросла в разы.

Приведенный выше пример, классический и относится к физическим неисправностям, но очень похоже это работает во всех сферах нашей жизни и отраслях бизнеса. Вы как руководитель, должны доносить до своих сотрудников, что мыслить узко это непозволительная роскошь. Необходимо включать голову и находить корневые причины проблем, пожеланий заказчика и тд. Один из важных нюансов, это то что результатом анализа и поиска первопричины не должно быть нахождение виновных. Результат данного анализа это нахождение первопричины, работа с которой поможет достижению общей цели.

Важно. Обратите внимание.

Первопричиной не могут быть причины-клише: не хватило времени, не хватило людей, так исторически сложилось, не было нужного оборудования и тд. С такими причинами нельзя работать над исправлением ситуации, однако если задать следующее «Почему?», то «не хватило времени», может превратиться в «Метод оценки времени был неверным» или «Нас изначально поставили в нереальные сроки, но мы не имели достаточно экспертизы, чтобы такие сроки отклонить» и тд. Зачастую первопричин может быть несколько, которые в совокупности привели к текущей постановке задачи или проблеме. Для более менее сложных и разветвленных задач, как правило используется один из двух основных методов для анализа по методу «5 почему»:

  1. Табличное представление.
  2. Диаграмма Исикавы.

Как и любая другая техника или метод, техника 5 почему имеет как сторонников, так и противников, я скорее отношусь к первым. Да я понимаю, что она неидеальна, что применение данной техники не гарантирует 100% нахождение первопричины. Однако используя её, вероятность докопаться до сути определенно выше, чем если от неё отказаться вовсе. В моих проектах данная техника отлично себя зарекомендовала. Как и бывает со многими вещами, я дошел до неё сам, скорее интуитивно и только спустя годы узнал, что для этих приемов есть название и что это техника «5 why’s» придуманная Сакити Тоёда и используемая как одна из техник в производственном процессе Toyota.

Если эта статья вам помогла, напишите в комментариях об этом пожалуйста. Также если есть проблемы и что-то не получилось, также пишите, постараюсь помочь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *